Сколько человек входит в госдуму. Охотный ряд: все по местам

/ Владимир Федоренко

Помните 2014-15 годы? Когда Крым стал наш, а экономика опять затрещала по швам, мотивируя граждан приобретать третий телевизор на кухню. Официальные лица рассказывали, что для тех, кто живёт в "рублёвой зоне", ничего не изменится, но генетическая память предков неумолимо гнала людей в магазины и обменники – спасать стремительно обесценивающиеся рублёвые сбережения. С тех пор прошло несколько лет, и официальные лица в какой-то момент начали оптимистично рассказывать, что очередной кризис (как и ужасы 90-х) остался позади, и теперь российская экономика демонстрирует впечатляющий рост на уровне самых развитых стран Европы. Но эта логическая уловка оказалась не очень понятна широким массам. Люди довольствуются телевизионной повесткой, предпочитая не запоминать то, что было несколько минут назад. Но если чуть-чуть покопаться в прошлом, можно наткнуться на большое количество занятных цифр и фактов, демонстрирующих, насколько у одних граждан России всё хорошо, а у других не очень.

"Нам не надо обращать внимание на чужих идиотов, у нас своих хватает. В конце концов, это право любой страны – иметь сумасшедшего депутата".

Виталий Милонов


Одним из ярких эпизодов 2015 года стало демонстративное единение слуг народа с народом, когда все подряд люди из телевизора начали урезать свои зарплаты: мол, "раз уж простой народ живёт всё хуже, мы тоже должны продемонстрировать затягивание поясов." 27 февраля 2015 года был подписан указ о сокращении на 10% зарплат президента, премьер-министра, членов правительства, генерального прокурора и председателя Следственного комитета. О снижении зарплат самим себе заявили и депутаты Госдумы. В апреле 2015-го она понизилась на 10% .
"Считаем, элита тоже должна испытывать негативные последствия кризиса наряду с населением России".

Первый зампред фракции эсэров Михаил Емельянов


"Мы понимаем, что 10% не спасут страну от экономического кризиса. Мы готовы сокращать зарплату и больше. Если завтра спикер скажет, что нужно урезать её, к примеру, на 30–35%, – мы готовы".

Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев

Однако если посмотреть на зарплаты и бонусы слуг народа на протяжении нескольких лет, жертва выглядит уже не столь значительной.

Так, в 2012 году депутат нижней палаты парламента получал в месяц 165 тысяч рублей . В соответствии с президентскими указами в сентябре 2013-го и сентябре 2014 года депутатские зарплаты были повышены, и к концу 2014 года составляли 420 тысяч рублей в месяц . Это голый оклад без премий, поощрений и многочисленных бонусов за государственный счёт. После снижений зарплат в 2015 году средняя зарплата депутата составила 390 тысяч рублей. В 2016 году - уже всего 383 тысячи. Однако 2016 год отметился выборами в Госдуму и "золотыми парашютами" для депутатов, которые не переизбрались в новый состав. Народным непереизбранникам единоразово выплачивалось по 1,586 млн рублей , а также до декабря сохранялось депутатское страхование, медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение, право на пользование служебным жильем в Москве (для иногородних) и служебными машинами.

5 июля 2018 года Госдума решила опровергнуть слухи об огромных зарплатах депутатов и опубликовала на официальном сайте размер жалованья, которым приходится довольствоваться слугам народа. За первые шесть месяцев 2018 года после всех сокращений и урезаний депутат получал 388,5 тысяч рублей в месяц . Чистыми после уплаты налогов – 338 тысяч. В рамках дискуссий о пенсионном возрасте нам заодно раскрыли и размеры депутатских пенсий. Депутат, "отсидевший" один срок, получает пенсионное обеспечение в размере 46 тыс. 626 рублей . Народный избранник, сходивший на два срока и более, получает уже 63 тыс. 581 рубль . Сами депутаты эти зарплаты высокими не считают. "Если приравнять оплату депутатов к средней зарплате по стране, в Госдуме будут работать непрофессионалы", – отмечали представители Госдумы.

Но не зарплатой единой одаривает народ своих слуг. 450 народных избранников имеют много других благ. Например, иногородние депутаты получают жильё. С мебелью, техникой и всеми необходимыми в жизни вещами вплоть до постельного белья, пепельниц и рюмок, которые регулярно обновляются. После выборов 2016 года на дооснащение 107 депутатских квартир были заявлены траты в размере 58,9 миллиона рублей на ремонт и 50,9 миллиона рублей на мебель. Сами же депутаты оценивают предоставляемое жильё как спартанское. Однако десятки депутатов в каждом созыве не спешат вовремя покидать эти суровые квартиры после окончания своих полномочий. Говоря о жилье для депутатов, стоит упомянуть и действующую сейчас программу по строительству 125 226 кв. метров жилья для чиновников высших органов власти из администрации президента, правительства, Совета Федерации и Государственной думы, высших судов, Центризбиркома и Счётной палаты. Затраты на строительство восьми домов оцениваются в 11 млрд рублей .

"Те, кто думает, что депутатские квартиры – это рай на земле, ошибаются. Все на среднем уровне, евроремонта нет. Окна пластиковые, но поставили их в конце девяностых. В квартирах предоставляется белорусская мебель невысокого качества, многие ее меняют и докупают шкафы, полки и т.д. Посуда ветхая. До недавнего времени входные двери в квартиры были деревянными, был просто проходной двор. Недавно только заменили на железные, люди же с детьми живут. И никакой охраны не было толком, только недавно появился шлагбаум. На территории комплекса есть гостиница, любой может заселиться и делать с депутатами, что хочет".

Всего расходы на содержание Госдумы в 2018 году составят 10,69 млрд рублей . Но Госдума – это не самая затратная структура. На Совет Федерации в 2018 году уйдёт около 5,9 млрд рублей , что на 300 млн рублей больше, чем в 2017-м. На Управление делами президента в 2017 году ушло около 107 млрд рублей . В 2018 году будут израсходованы почти 114 млрд рублей . Интересно, что из этих миллиардов Управления делами президента по статье "президент РФ" в 2017 году был израсходован всего 91 млн рублей, в 2018 году на "президента РФ" хотят потратить 137 млн рублей . А ещё в России есть Генпрокуратура (73,5 млрд рублей на 2018 год), Следственный комитет (40,6 млрд рублей), Конституционный суд (681 млн рублей), Верховный суд (5,1 млрд рублей) и Судебный департамент при Верховном суде (195,8 млрд рублей).

Тем временем в окружающей слуг народа России средняя зарплата в 2018 году официально составляет 41 650 рублей. Однако за МКАДом этим цифрам обычно удивляются. Страна в телевизоре и в реальности отличается. Как и пять лет назад, в регионах 20 000 рублей на руки – не такие уж и плохие деньги. Простые люди перебиваются от "получки" до "получки", не всегда имея возможность оплатить даже коммуналку. По итогам первого квартала 2018 года долги россиян только за услуги ЖКХ составили 1,4 трлн рублей. Это на 5,3% больше , чем в прошлом году. Единения депутатов с народом не получается. Парламентарии и чиновники продолжают жить существенно лучше простых людей.

И нет ничего плохого в больших бонусах. У топ-менеджера, у руководителя высокого ранга зарплата должна быть выше, чем у простого исполнителя. Такой человек должен эффективно работать, не задумываясь о бытовых мелочах, отвлекающих от куда более серьёзных задач. Однако чиновник как нанятый руководитель должен делами оправдывать свою зарплату. На деле же эти прекрасно обеспеченные люди в первую и вторую очередь заботятся собственном благосостоянии. А многочисленные просчёты и ошибки всегда можно свалить на мировые кризисы, США, Украину, коммунистов, монархистов, либералов, беспощадный прогресс и других врагов России. Почему-то рядового гражданина эти оправдания устраивают, и он раз за разом выбирает в депутаты людей, которые постоянно доказывают, что своим зарплатам они профессионально не соответствуют.

С момента старта программы реновации в столице введено 52 дома, из них 49 передано под заселение. Уже более 20 тыс. жителей вовлечено в процесс переселения, из них более 13 тыс. человек переехали в новые комфортные квартиры.

Кроме того, откроют четыре станции Некрасовской линии: «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская» и «Нижегородская». Темпы и объемы строительства метро в столице остаются одними из самых высoких в мире.

Объект строится за счет инвестора на месте старого комплекса и будет включать расширенную инфраструктуру для любителей хоккея и фигурного катания. Для их тренировок появятся два полноразмерных ледовых катка. В здании также расположится СПА-зона с 25-метровым бассейном, фитнес-клуб с площадкой для детей и несколькими многофункциональными залами для групповых занятий.

Это на 10,6 % больше, чем в начале 2019 года. Москвичей для ведения бизнеса в качестве ИП регистрируется все больше. В 2019 году в столице были зарегистрированы 73 тыс. индивидуальных предпринимателей – на 3,8% больше, чем в 2018 году.

Об этом сообщил Мэр Москвы Сергей Собянин на своей странице в соцсети «ВКонтакте». По его словам, дом будет построен на Илимской улице. На сегодня под заселение переданы уже 49 домов, в них переехали свыше 13 тыс. горожан.

Кардиокресла для быстрой проверки здоровья планируют установить в 2020 году. Посетители будут вводить во встроенное приложение возраст, рост, вес и номер телефона для прохождения обследования. Результаты кардиограммы с расшифровкой пришлют на телефон в СМС-сообщении.

В библиотечные фонды поступило свыше 17 тыс. экземпляров книг номинантов и победителей национальных литературных премий прошлого года. Среди них «Брисбен» Евгения Водолазкина, «Держаться за землю» Сергея Самсонова и «Дети мои» Гузели Яхиной.

Публикация приурочена к 76-летию полного освобождения Ленинграда от блокады в 1944 году. Пользователи могут увидеть уникальные работы военного фотокорреспондента газеты «Правды» Сергея Струнникова, сделанные зимой 1942/1943 года в осажденном городе.

Участников опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения попросили назвать три университета на территории России, которые они считают лучшими. 39% выбрали МГУ, МГИМО назвали 12% респондентов, Бауманку - 10%.

Выставка «Непокоренные: трагедия, героизм и сопротивление советских граждан в нацистских лагерях», приуроченная ко Дню памяти жертв Холокоста, открылась в Музее Победы на Поклонной горе. Основной раздел экспозиции посвящен героям антифашистского сопротивления в лагерях, в первую очередь членам Братского союза военнопленных.

Только с начала 2020 года в состав кластера вошли семь научно-исследовательских и научно-производственных предприятий. Московский инновационный кластер объединяет разработки науки, производства и других отраслей. Его участникам доступно более 190 мер поддержки со стороны Москвы, федеральных органов власти и институтов развития.

Московские компании поставляли продукцию в 195 стран. Общий объем экспорта московской промышленной продукции за январь-ноябрь 2019 года составил 23,6 млрд долларов. Этот показатель увеличился более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

Уже более 500 заявок на участие получили организаторы первого в России хакатона по цифровизации в сфере туризма. Подать заявку можно до 28 января на сайте travelhack.moscow.

Он продлится по 10 февраля - под управлением народного артиста России Юрия Башмета. На мероприятии будет представлена мировая премьера хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе».

Сколько депутатов в составе Государственной думы? Чем определяется это число? От чего оно зависит, может ли меняться? Чем регламентируется деятельность Государственной думы, давно ли существует этот госорган? Вопросы любопытные, но далеко не каждый знает на них ответ. В первую очередь ориентируются в этом юристы и политики, именно они могут сообщить, на сколько лет избирается Государственная дума (не будем держать интригу, расскажем сразу - на пять), как принято делить на группы всех включенных в ГД и какие ещё есть особенности функционирования госсистемы. Между прочим, если есть желание построить успешную депутатскую карьеру, эту информация нужно выучить назубок.

Ключевые сведения

ГД РФ представляет собой федеральный орган, палату ФС, то есть парламента державы. В настоящее время Конституцией декларировано, что в составе ГД 450 человек. У госинстанции есть право решать специфические вопросы, основным нормативным актом - Конституцией - отнесенные к области ее ведения. Есть специальные ФЗ (конституционные), в которых также регламентируют полномочия Государственной думы Российской Федерации.

Все основные аспекты рабочего процесса ГД перечислены в Конституции нашей державы. Дополнительно информацию относительно процедур, особенностей их реализации можно найти в ФЗ. Принят специальный регламент, где четко указаны термины, расшифровки, определения, правила, подчиняющие себе рабочий процесс ГД РФ. Держава управляется с учетом идей политмногообразия, а основной принцип построения ГД - многопартийность. Одновременно декларированы свобода обсуждения целевых вопросов, принятия решений по вынесенным на дискуссию темам коллективно. Это делает важным понятие форума, кворума. Некоторые вопросы обсуждаются только конкретным количеством участников, процент присутствующих относительно общего состава определяется нормативными актами.

Только специалисты!

Как декларировано регламентом ГД, все задействованные в госоргане лица - профессионалы, трудящиеся на постоянной основе. Недопустимо, чтобы хоть сколько депутатов в Государственной думе одновременно занимало бы госдолжности гражданского характера в пределах державы. Дополнительно ограничения вводятся на возможность разнообразной активности, за которую можно получать оплату. Впрочем, у депутатов есть право обучать других, вести научную деятельность либо быть творческой личностью, в том числе коммерчески успешной.

Выше указано, сколько депутатов в Государственной думе - 450, из них особенной важности - председатель, его первые замы, замы. На эти лица распространяются специфические нормативные правила, указанные как в Конституции, так и в ФЗ, регламентах. В частности, необходимо принимать решение о назначении на должности, рассматривая только 450 кандидатов, включенных в думу. Процедура избрания председателя ГД РФ предполагает соблюдение тайны и общее голосование. Процесс довольно традиционный: есть бюллетени с перечислением имен желающих, имеющих нужный уровень квалификации, все присутствующие обязаны выразить свое мнение. При наличии к тому оснований допускается проведение голосования открытого формата, если решение поддерживается квалифицированным процентом заинтересованных.

Откуда берется главный?

Смело можно сказать, что председатель - первое, наиболее значимое лицо ГД. В качестве кандидатов на эту должность могут выступать представители фракций. Далее следует процесс обсуждения, предваряемый получением согласия от всех выдвинутых кандидатур на участие в соревновании. Конечно, сколько депутатов в Государственной думе, столько и индивидуальных мнений, но в рамках предварительного собеседования формулируется список общих вопросов, на которые отвечает каждый претендент на должность председателя, и на основании этого общая масса народных избранников может прийти к единому решению относительно назначения на должность. Вопросы кандидатам задают участники ГД. Если от некоторой фракции выдвинут кандидат, все включённые в формирование участники вправе отдать свой голос в его пользу либо высказаться против. Как только все без исключения потенциальные председатели прошли собеседование, дискуссия закрывается.

Следующий этап - голосование. Сколько депутатов в Государственной думе, столько в идеале должно быть заполнено бюллетеней. Список содержит всех претендующих на должность, исключая оформивших самоотвод, принимаемый без дополнительного сбора мнений по этому волеизъявлению.

Всему голова

Председателем становится только такой участник собрания, за которого отдали свои голоса более чем половина от 450 человек. В качестве председателя может оказаться лицо, руководящее фракцией. По закону оно получает возможность одновременно занимать важный пост и продолжать прежнюю активность по контролю работы группы народных избранников.

Нередко на рассматриваемый пост претендует четыре и более кандидата. В такой ситуации есть вероятность, что ни у одного из возможных вариантов не наберется необходимого количества голосов поддержки. Это провоцирует необходимость организации второго тура. Участие принимают только претенденты, набравшие максимальное количество голосов. По правилам, каждый из 450 человек может отдать свой голос в поддержку одного из кандидатов, но нельзя выразить мнение дважды и более. Во втором туре должность председателя отходит такому участнику соревнования, который смог собрать более 225 голосов, если все места в думе заняты. При наличии пустующих необходимо получить поддержку более половины депутатов.

Никак не получается!

Известны и такие случаи, когда второй тур тоже не показал победителя. Регламентом установлено, что для разрешения ситуации требуется организации повторных выборов. Альтернативный вариант - проведение мероприятия, позволяющего выбрать первых замов, замов председателя. Если некий кандидат ранее уже пытался пройти на должность председателя, он может снова принять участие в соревновании.

Если было положено начать с выбора замов, официальное решение собрания депутатов относительно хотя бы одной должности позволяет еще раз приступить к выборам председателя. Чтобы принять решение о смене формата голосования, необходимо опросить всех депутатов, составляющих ГД. При наличии большинства голосов решение считается одобренным. Для оформления итогов выборов необходимо принять постановление. Его издание не требует никакого волеизъявления от депутатов. А вот при возникновении ситуации, когда встает вопрос об освобождении от должности, придется снова организовать сбор мнений: только при наличии большинства согласных от общего числа народных избранников председатель, его замы, в том числе первые, могут в принудительном порядке быть смещены.

Структурные особенности

В важнейшем органе ФС в настоящее время присутствуют комитеты. ГД РФ сформирована многочисленными отделениями. Каждое из которых отвечает за определенную сферу, строго очерченную регламентом активности госоргана. Выше было указано, сколько мест в Государственной думе - 450. Все занимающие их персоны распределяются в те или иные комитеты. В настоящее время есть образования, ответственные за бюджет, налогообразование, финрынок, госстрой, создание новых и корректировку, отмену старых законов, экономическую, соцполитику. Отдельные группы работают с ветеранами и защитой их прав, деятельность других посвящена инновациям, предпринимательству, промышленному сектору, энергетике. Есть комитет, отвечающий за природу: использование, сохранение ресурсов. Его область деятельности включает земельные правоотношения, аспекты права собственности.

Отдельные комитеты образованы для решения транспортных, строительных, оборонных, международных вопросов, связанных с СНГ. Специальное образование отвечает за предупреждение, наказание коррупции, его область деятельности - аспекты безопасности. Комитеты посвящены проблематике дальневосточных, северных регионов. В составе ГД присутствуют образования, ответственные за здравоохранение, научные, образовательные, аграрные, экологические, культурные аспекты. Определённая группа депутатов занимается женскими правами, детскими, другая - проблематикой окружающей среды. Есть образования, чья сфера ведения - национальности, граждобщество, объединения, собирающие сходно мыслящих людей по параметрам религии, общественной деятельности. Есть ответственный за спорт комитет, посвященный жилью, ЖКХ. Наконец, в структуре ГД есть образование, чья область ведения - ИТ, связь, информполитика государственного уровня.

Гибкость и возможности

Регламентом декларировано: кроме перечисленных направлений у входящих в состав ГД депутатов есть право формирования иных комитетов. Для правильного оформления процесса издается постановление, где рассматриваются аспекты создания, корректировки, устранения комитета. Нельзя создать комитет на больший срок, нежели длительность полномочий конкретного созыва ГД.

Фракции

Нельзя ответить на вопрос, сколько палат в Государственной думе: это образование просто не делится на такие категории, ГД фактически сама является одной из двух палат ФС наряду с Советом Федераций. Для подразделения ГД на категории введены другие понятия. Выше уже были рассмотрены комитеты, но это не единственный способ разбиения 450 депутатов на отдельные небольшие формирования, эффективно решающие вопросы и продвигающие сходную политику. Их принято называть фракциями. Сколько в Государственной думе таких образований, в каждом конкретном случае необходимо проверять: количество меняется. Так, на момент написания статьи действовало четыре фракции и некоторые депутаты, объединенные в одну группу, не принадлежали ни к одному из этих образований - фактически они составляли пятую группу.

А вот пятая дума первого созыва, чья деятельность протекала в период с января 1994 года по декабрь следующего, насчитывала до 14 фракций. Отличительная особенность этого созыва - его непостоянство, так как набор фракций и их количество часто менялись. Каждый очередной созыв может совпасть по структуре деления с предыдущим, но может иметь отличия. Предсказать заранее невозможно.

Зачем это нужно?

Фракции ГД существуют, чтобы группа депутатов, придерживающаяся сходного мнения, могла централизованно выразить позицию по рассматриваемому вопросу. Идея в организации совместной активности. Объединение обусловлено единством позиции касаемо только тех вопросов, которые входят в сферу ведения ГД и рассматриваются ею в настоящий момент. Образование, работа, расформирование фракций подробно рассмотрены в ФЗ, принятом в 1994 под третьим номером. Дополнительную информацию об особенностях фракционного распределения можно извлечь из регламента ГД.

Участники фракции меж собой должны принять решение о том, кого выбрать руководителем. Дополнительно назначают замов. Фракция имеет право формирования руководящих органов, а у главного лица могут быть помощники - до 30 человек, задействованных на общественных началах и отвечающих за определенные субъекты державы. Если фракция объединяет сто и более человек, внутри можно формировать дополнительные группы, причем в каждую такую входит 50 и более народных избранников. В качестве руководителя внутренней группировки выступает первый зам главного фракционного руководителя.

Какие еще деления депутатов есть?

Многих интересует, сколько партий в Государственной думе. Как и в случае с фракциями, величина меняется от созыва к созыву. Так, в настоящее время ГД представляет собой собрание из шести партий (в то время как в державе в целом их зарегистрировано 74).

А вот в пятом созыве, то есть ГД периода 2007-2011, было представлено четыре партии, как и созывом ранее. Определяется, какие из заинтересованных партий пройдут в ГД, проводимыми на территории державы выборами, по итогам которых подсчитывается процентное соотношение волеизъявления народа. При наличии семи и более процентов у какой-либо партии она получает право присутствия в ГД.

Временные формирования

Особенности формирования рабочей группы с ограниченными по времени полномочиями декларированы регламентом ГД. Здесь указано, что создаваться формирование может либо на основе президентского указа, обязующего созвать первое заседание госоргана ранее положенного времени, либо в общем порядке. Временная группа начинает функционирование на следующий день после издания указа либо за 14 суток до момента первого официального собрания нового созыва.

Основная задача коллектива - подготовить все необходимое для первого заседания. Участие могут принять народные избранники из числа получивших новый срок в ГД. Учитывается пропорциональное соотношение между количеством выдвинутых от партий. В расчет берутся только такие политически образования, у которых было право на депутатские мандаты. Временное формирование имеет право избрать руководителя - это будет кто-то из участников группы. Также допускается выбор зама или нескольких, если в этом есть необходимость.

Задачи временной группы

Анализируя особенности зала, в котором будет работать ГД, участники временной группы выбирают и утверждают схему, декларирующую распределение депутатов по помещению. Их задача - создать порядок, которому подчиняется первое заседание, утвердить лист документации, материалов, которые необходимо будет раздать перед началом работы нового созыва всем участникам, а также решить прочие организационные вопросы, связанные с подготовкой первого мероприятия для новой ГД.

Временная группа работает над федеральным списком, учитывая не только состав ГД, но и пропорции относительно количества кандидатов от каждой из партий. Дополнительно ведутся работы над предложениями по формированию Счетной палаты и ряда других организационных структур, включая временный секретариат.

Исторические вехи

Впервые ГД собиралась в 1993, мероприятие инициировалось президентским указом, подписанным Ельциным, когда распустили Съезд народных депутатов, ВС, а вместо него ввели ФС. Указ регламентировал особенности выборной системы, позволяющей стать участником ГД и в будущем использовался для формирования многих созывов - с первого по четвертый. Предполагалось избрание 450 человек, 225 из которых - одномандатники.

Первая ГД, собранная по обновлённым правилам, начала свою работу в 2007, а годом спустя отмечали юбилей - тысячное собрание.

Прошедшие выборы в нижнюю палату парламента признаны состоявшимся. "Единая Россия" одержала убедительную победу над своими оппонентами и получила в новом созыве Государственной Думы конституционное большинство. Явка избирателей, по оценке Центральной избирательной комиссии, составила 47,74%.

К настоящему времени обработано 99% итоговых протоколов избирательных комиссий. В отношении первого места "ЕР" сомнений не оставалось еще накануне вечером. С результатом 54,17% партия власти побила собственный рекорд девятилетней давности и получила 343 депутатских кресла из 450. Для конституционного большинства, которое позволяет одной фракции принимать конституционные законы без привлечения остальных политических сил парламента, было бы достаточно и 300 мандатов.

Основная интрига сместилась в сторону борьбы за второе место, которую вели КПРФ и ЛДПР. Всю ночь партии шли буквально нога в ногу, и второй еще до сих пор до конца не определен. Минимальное преимущество (13,37 против 13,17%) сохраняют коммунисты. Четвертое место досталось "Справедливой России", которая сумела набрать 6,21% голосов.

Ни одна из так называемых "малых" партий преодолеть необходимый думский барьер в 5% не смогла. На пятом месте расположились "Коммунисты России" с 2,30% голосов. Далее следуют "Яблоко" (1,95%), Российская партия пенсионеров за справедливость (1,75%), "Родина" (1,48%), Партия роста (1,26%), "Зеленые" (0,76%), "Парнас" (0,72%), "Патриоты России" (0,59%), "Гражданская платформа" (0,22%). Последнее место заняла "Гражданская сила": она набрала лишь 0,14% голосов.

Еще более ощутимым оказалось преимущество "единороссов" в одномандатных округах. Кандидаты от партии власти гарантировали себе победу в 203 из 206 округов, где были выставлены их силы, и лишь в трех они уступили первые места представителям КПРФ. Среди победителей-одномандатников от "ЕР" такие известные люди и политики, как космонавты Максим Сураев и Елена Серова, знаменитая фигуристка Ирина Роднина, уполномоченный по правам ребенка в Московской области Оксана Пушкина. В Алтайском крае уверенную победу по округу номер 39 одержал замгубернатора, "единоросс" Даниил Бессарабов, проходящий с 36,76% голосов избирателей. Его основной конкурент, представитель партии "Яблоко" Владимир Рыжков сумел набрать лишь 11,56% голосов.

От КПРФ и "СР" победы сумели одержать по семь одномандатников (примечательно поражение известного "справоросса" Олега Шеина в Астрахани), а от ЛДПР - пять. По одному мандату в округах получили партии "Родина" (Алексей Журавлев победил в Воронеже) и "Гражданская платформа" (Рифат Шайхутдинов сумел одолеть своих соперников в Башкортостане). Наконец, еще один мандат был завоеван самовыдвиженцем Владиславом Резником.

В ходе выборов было зафиксировано намного меньше нарушений, чем во время предыдущих кампаний

Общефедеральная явка, которая обеспечила получение этих результатов, составила, по оценке Центризбиркома, 47,81%. "Явка как явка", - коротко прокомментировала председатель ведомства Элла Памфилова.

Чрезвычайно важно то, что в ходе выборов было зафиксировано намного меньше нарушений, чем во время предыдущих кампаний. По оценке ЦИК, невозможно утверждать, что процент или уровень всякого рода злоупотреблений при голосовании зашкаливал и мог бы подвергнуть сомнению легитимность выборов. При этом Памфилова обратила внимание на то, что сотрудники избиркомов во многих регионах испытывали невероятное бюрократическое давление: "им буквально выламывали руки", из-за чего главе Центризбиркома пришлось работать "определенным пугалом". "А что делать? Я думаю, что именно эта жесткость и принципиальность дали свои результаты", - сказала она.

Столь же жестко и принципиально , которые поступили и будут поступать в ведомство по ходу и итогам кампании. "В день голосования наша "горячая линия" получила 620 обращений. В основном они касались вопросов законодательства по выборам - 356 обращений. По вопросам деятельности избирательных комиссий было 101 обращение, по предполагаемым, по мнению заявителей, нарушениям - 57 обращений, по незаконному, на взгляд заявителей, распространению агитационных материалов - 43", - перечислила глава ведомства. Примечательно, что эти данные касаются только работы "горячей линии", немало обращений поступило в комиссию и в письменном виде.

Элла Памфилова рассказала журналистам о некоторых наиболее примечательных случаях. Так, на одном из участков в Нижегородской области результаты выборов признаны недействительными, еще на трех участках в Ростовской области итоги находятся под сомнением. Нарушение было зафиксировано и на избирательном участке в республике Дагестан. "Во время голосования на выборах в селе Гоцатль Хунзахского района группа молодых людей ворвалась на участок № 1669 и разгромила его под предлогом того, что проводился массовый вброс бюллетеней в пользу одного из кандидатов", - сказала Памфилова. В результате был поломан ящик для голосования и порваны бюллетени, а избирком Хунзахского района принял решение считать результаты выборов на данном участке недействительными.

Что же касается якобы допущенных нарушений при голосовании на выборах в Алтайском крае, то эта информация, которой оппозиция явно пыталась привлечь к себе внимание, не нашла подтверждения. Отмечают это и наблюдатели на выборах в Госдуму из-за рубежа. "Мы прибыли в Алтайский край 16 сентября для наблюдения за процессом выборов. Мы не заметили никаких нарушений в день голосования. Кроме того, мы отмечаем открытый, демократичный процесс, высокий организационный уровень на избирательных участках и оснащенность их комплексами обработки бюллетеней - КОИБами", - сказал представитель Миссии наблюдателей от СНГ от Восточно-Казахстанской областной избирательной комиссии Жаныбек Шаянбаев.

Вместе с тем, ЦИК зафиксировал случаи недобросовестных действий членов участковых избирательных комиссий. В частности, по Ростовской области Следственный комитет уже возбудил уголовное дело по фальсификации итогов голосования в отношении женщины, которая, являясь секретарем УИК с правом решающего голоса, самовольно вбросила избирательные бюллетени в урну. Вопиющий случай произошел и в Белгородской области, где местный избирком отменил результаты выборов на одном из участков из-за вброса бюллетеней членами участковой избирательной комиссии, которые воспользовались отсутствием избирателей. "Однако один из наблюдателей перед уходом оставил включенной видеокамеру и позже обнаружил запись на своем телефоне. Прокуратура сейчас проводит проверку. Чем больше у нас обоснованной и проверенной информации, тем больше мы имеем шансов избавиться от возможных недобросовестных членов комиссий. Такие есть, хотя и не в массовом порядке", - подчеркнула Памфилова.

Несмотря на то, что повлиять на легитимность выборов жалобы уже не смогут, сейчас наступает период, когда все недовольные имеют реальную возможность прийти в ЦИК с информацией, которая подтверждает их недовольство. "Будем вместе разбираться", - пообещала Элла Памфилова, добавив, что одна из важнейших составляющих работы нынешнего состава ЦИК - самостоятельность при принятии решений и отсутствие вводных "сверху". Позже ведомство обобщит всю информацию по нарушениям и представит соответствующий доклад президенту Владимиру Путину.

Центризбирком отмечает наиболее высокий уровень прозрачности прошедших выборов в Госдуму по сравнению с предыдущими кампаниями

В целом Центризбирком отмечает наиболее высокий уровень прозрачности прошедших выборов в Госдуму по сравнению с предыдущими кампаниями - в том, что касается работы комиссий и хода голосования. "В большинстве регионов наши коллеги этот уровень прозрачности обеспечили", - констатировала Памфилова. В среднем по пять представителей политических партий и общественности следили за ходом голосования на избирательных участках. По информации Памфиловой, из 310 тысяч заявленных наблюдателей присутствовали 264 тысячи человек. Кроме того, на участках находились порядка 151 тысячи членов избиркомов с совещательным голосом и около 10 тысяч представителей СМИ. "То есть на одном избирательном участке присутствовало в среднем по пять представителей политических партий и кандидатов, которые следили за законностью процедур голосования и подсчета голосов", - уточнила председатель ЦИК.

С тем, что выборы в Госдуму были открытыми, конкурентными и более прозрачными, чем предыдущие, согласился глава миссии международных наблюдателей от СНГ Владимир Гаркун. "Действительно можно вести речь о большей демократичности. Мои слова не штампы, я в роли наблюдателя был и в 2011 году. Тогда мы имели возможность проводить точно такой же мониторинг по выборам, и, безусловно, у меня есть возможность сравнивать", - заявил Гаркун. По его словам, центральная и нижестоящие избирательные комиссии в полной мере обеспечили реализацию права граждан страны на свободное волеизъявление, а наблюдатели не зафиксировали существенных нарушений, которые могли бы повлиять на ход голосования в целом.

Высокую оценку работе Центризбиркома дала и глава наблюдательной миссии Парламентской ассамблеи ОБСЕ Мариетта Тидеи. "Госпожа Памфилова использовала все инструменты в распоряжении ЦИК, чтобы продемонстрировать, что у всех действий есть свои последствия", - сказала она, добавив, что переход на смешанную систему и включение независимых кандидатов свидетельствует о том, что политика возвращается на региональный уровень.

Стоит отметить, что количество международных наблюдателей на выборах в Госдуму седьмого созыва оказалось существенно большим, чем на предыдущих думских выборах 2011 и 2007 годов. Всего же на выборах в Госдуму седьмого созыва из 10 международных организаций и 63 стран. Для сравнения: на выборах в нижнюю палату парламента пятого и шестого созывов количество международных наблюдателей составляло 299 и 688 человек соответственно.

По оценке Эллы Памфиловой, уровень прозрачности нынешних выборов самый высокий по сравнению с предыдущими кампаниями. Фото: REUTERS

Расширилась и география представительства международного наблюдения: международные наблюдатели на выборах представляли 63 государства из Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки. "Это тоже заметно больше, чем на выборах депутатов Госдумы пятого и шестого созыва в 2007-м и 2011-м годах. Тогда, соответственно, к нам прибывали международные наблюдатели из 45 и 53 стран", - уточнил член ЦИК Николай Левичев. В целом же комиссия отмечает, что рост числа международных наблюдателей и стран, представленных ими, свидетельствует о повышении интереса к выборам в России и за рубежом. "И, наверное, не только к выборам, но и в целом к жизни в России", - отметил Левичев.

Представители политических партий, которые прошли в нижнюю палату парламента, дали сегодня первые пресс-конференции, на которых не подвергали сомнению легитимность прошедших выборов. Председатель Госдумы Сергей Нарышкин ("ЕР") шагом в развитии демократических институтов в России и напомнил, что ранее неоднократно призывал кандидатов в депутаты вести свою кампанию достойно, проявляя уважение к политическим оппонентам и не допуская использования грязных технологий. "Я благодарен всем, кто так и поступал - таких оказалось подавляющее большинство. Не все еще готовы к добросовестной, честной конкуренции, но можно сказать, что в целом сделан шаг вперед в развитии демократических институтов", - сказал он. А секретарь Генсовета "ЕР" Сергей Неверов сообщил, что партия власти планирует обсуждать со всеми избранными депутатами структуру нового состава Госдумы, в том числе в связи с распределением постов глав комитетов.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в свою очередь дал слово, что партия будет последовательно выполнять все свои предвыборные обещания. "Хочу поблагодарить всех избирателей, которые поддержали нашу команду. У нас прошли в Думу Иван Мельников и Владимир Кашин - люди с блестящей репутацией и великолепными знаниями", - отметил лидер коммунистов.

В том, что обстановка в новом созыве Госдумы будет благоприятнее, чем в предыдущем, убежден лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который выразил удовлетворение прошедшими выборами и обновлением фракции либерал-демократов в нижней палате на 75%. А председатель "СР" Сергей Миронов в свою очередь пообещал, что его партия проведет отдельную работу по изучению того, "почему избиратель, который постоянно поддерживал нас во время избирательной кампании, что было видно по реальной социологии, остался дома". Он также предположил, что состав фракции в новом созыве Госдумы обновится примерно на 40%, хотя она и сохранит свой костяк.

Окончательные итоги выборов в Госдуму седьмого созыва будут подведены на этой неделе в пятницу, когда ЦИК официально завершит свою трудоемкую работу. Однако каких-либо существенных изменений в итогах голосования, по словам Эллы Памфиловой, ожидать не стоит. "Какие-то, конечно, небольшие корректировки могут быть, но в целом картина довольно ясная и определенная", - резюмировала она.


ИНФОГРАФИКА РГ/ ЛЕОНИД КУЛЕШОВ/ АЛЕКСАНДРА БЕЛУЗА

Государственная дума - одна из двух палат Федерального собрания РФ. Неофициально ее иногда именуют "нижней" палатой по аналогии с зарубежными парламентами, где нижняя палата - палата представителей традиционно была более демократической по своему составу и более значительной по своим полномочиям и влиянию на осуществление государственной власти. Конституция РФ определяет постоянный численный состав Государственной думы в 450 депутатов, а срок полномочий Государственной думы составляет 4 года.

Государственная дума формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, т.е. наиболее демократическим способом. Депутатом может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Правовое положение Государственной думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания" от 24 июня 1999 г., а также Регламентом самой Государственной думы.

Участие граждан в выборах депутатов Государственной думы добровольное. Граждане РФ, постоянно проживающие или временно находящиеся за пределами Российской Федерации в период подготовки и проведения выборов, обладают всей полнотой избирательных прав при выборах депутатов Государственной думы.

Выборы депутатов нового состава Государственной думы назначает Президент РФ своим указом. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня их проведения должен быть не менее четырех месяцев. В случае, если Президент не назначит выборы депутатов Государственной думы в установленные сроки, то выборы проводит Центральная избирательная комиссия в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в который закончились полномочия депутатов Государственной думы.

При роспуске Государственной думы в предусмотренных Конституцией случаях, Президент одновременно назначает выборы нового состава Государственной думы. При этом днем выборов считается последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной думы. Сроки избирательных действий при этом, предусмотренные федеральным законом, сокращаются на одну четверть. Если же Президент распустит Государственную думу и не назначит новые выборы, то выборы проводятся Центральной избирательной комиссией в первое воскресенье после истечения трех месяцев со дня досрочного роспуска Государственной думы.

Существует особый порядок избрания депутатов Государственной думы, установленный Конституцией и специальным законом. Половина численного состава депутатов Государственной думы (225 депутатов) избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), на которые делится территория Российской Федерации . Причем в субъектах Российской Федерации должно быть не менее одного избирательного округа на основе единой нормы представительства на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов в тех субъектах РФ, где число избирателей меньше единой установленной нормы на один избирательный округ.


Единая норма представительства устанавливается путем деления общего числа избирателей России на 225 одномандатных избирательных округов. На выборах депутатов от одномандатных избирательных округов действует принцип мажоритарной системы относительного большинства, когда депутатом становится тот, за кого проголосовало избирателей больше, чем за любого другого. Если же в графе бюллетеня "против всех" поданных голосов избирателей оказалось больше, чем за любого из кандидатов, то по закону необходимо проводить новые выборы в данном избирательном округе.

225 депутатов Государственной думы (вторая половина состава палаты) избираются по единому избирательному округу, когда вся страна представляет собой один избирательный округ. Депутаты избираются по пропорциональной избирательной системе, когда мандаты распределяются пропорционального количеству голосов, полученных избирательными блоками и избирательными объединениями. Причем избирательное объединение допускается к распределению депутатских мандатов при условии, если оно получило не менее 5% голосов всех зарегистрированных избирателей.

Этот избирательный барьер, характерный для избирательных систем большинства демократических стран, отстраняет от участия в распределении мандатов мелкие или менее популярные партии или другие избирательные объединения. При этой системе избиратель голосует не за конкретного депутата, а за политическую партию или избирательное объединение в целом. А партия уже сама распределяет полученные мандаты среди своих кандидатов в депутаты, т.е. персональный состав депутатов не зависит прямо от волеизъявления избирателей. В партийные списки в первую очередь попадают члены руководства и функционеры этих партий.

Закон "О выборах депутатов Государственной думы" 1999 г. предъявляет довольно суровые требования к кандидатам в депутаты. В частности, они должны предоставить в избирательные комиссии сведения об имуществе за два предшествующих выборам года, сведения о судимости и о гражданстве иностранного государства. Сведения о двойном гражданстве и о судимости проставляются в избирательном бюллетене. Представление кандидатом ложных сведений влечет наказание в виде снятия с голосования.

Если обнаружены ложные сведения у кандидатов из первой тройки, возглавляющей партийный список или список блока партий, с голосования снимается весь список. Квота избирательных расходов на 1999 г., например, составила 1,6 миллиона рублей для одного кандидата и 42 миллиона рублей для избирательного объединения. Превышение этой суммы расходов хотя бы на 0,5% влечет снятие кандидата или всего списка с голосования.
Конституция РФ определяет предметы ведения Государственной думы.

  • Помимо основной функции по осуществлению законодательства Государственная дума дает:
    • согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    • решает вопрос о доверии Правительству РФ;
    • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка России;
    • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов;
    • назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
    • объявляет амнистию, выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.

Во вопросам, отнесенным к ее ведению, Государственная дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.
Структура Государственной думы включает в себя руководителей палаты - Председателя Государственной думы и его заместителей; коллегиальный координирующий орган - Совет Государственной думы; различные депутатские образования: депутатские фракции, депутатские группы, комитеты Государственной думы; комиссии Государственной думы, которые формируются по мере необходимости.

Возглавляет Государственную думу председатель, который избирается из числа депутатов путем тайного голосования с использованием бюллетеней либо по специальному решению палаты путем открытого голосования. Кандидатуры на пост председателя могут выдвигать фракции, депутатские формирования, группы депутатов или отдельные депутаты. Обсуждение предложенных кандидатур проводится на открытом заседании палаты в форме устных вопросов и ответов, выступлений в поддержку кандидатов или против.

Кандидат считается избранным, если по итогам голосования он получил больше половины голосов от общего числа депутатов Государственной думы (не менее 226 голосов). Голосованию обычно предшествуют предварительные переговоры между крупнейшими депутатскими фракциями и группами относительно единой согласованной кандидатуры. В противном случае процесс избрания Председателя может серьезно затруднить работу Государственной думы.

Чтобы не возникала такая ситуация Регламент Государственной Думы предусматривает, что, если ни один из кандидатов не наберет требуемого числа голосов в двух турах, Государственная дума проводит повторные выборы или переходит к избранию первого заместителя и заместителей председателя, а затем возвращается к процедуре избрания Председателя. Обычно кандидатуры заместителей председателя определяются предварительным соглашением между крупнейшими депутатскими фракциями и группами.
Депутатская фракция представляет собой депутатское объединение в Государственной думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную думу по общефедеральному округу и одномандатным избирательным округам. Депутатская фракция подлежит обязательной регистрации.

Депутатская группа подлежит регистрации, если она насчитывает не менее 35 депутатов и представляет собой объединение депутатов, не вошедших ни в одну из фракций. Фракции и депутатские группы обладают равными правами.
Обычно в начале ежегодной осенней сессии Государственной Думы происходит перерегистрация депутатских объединений с тем, чтобы определить точный численный состав фракций и групп, тем более что Регламентом палаты не запрещен выход депутатов из фракций и переход их в другие фракции и группы или в число независимых.
В качестве координирующего органа Государственной думы для рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты формируется Совет Государственной думы в составе Председателя Государственной думы и руководителей фракций и депутатских групп.

В работе Совета с правом совещательного голоса участвуют заместители председателя Государственной думы и председатели комитетов Государственной думы. Кроме того, в работе Совета могут принимать участие полномочные представители Президента и Правительства в Государственной думе, представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах, а также депутаты Государственной думы.

Полномочия Совета Государственной думы носят в основном организационный характер и направлены, в первую очередь, на достижение эффективной и результативной работы Государственной думы. В начале каждой сессии Совет Государственной думы составляет примерную программу законопроектной работы на текущую сессию. В полномочия Совета входит принятие решения о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию. Совет составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

По предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения или предложению Правительства РФ совет созывает внеочередное заседание палаты. Кроме того, Совет направляет законопроекты для рассмотрения в комитеты палаты, принимает решение о возвращении законопроектов, если не выполнены установленные требования, принимает решения о проведении парламентских слушаний и решает другие вопросы организации работы палаты.

Комитеты и комиссии являются рабочими органами Государственной думы. Они образуются в соответствии с Регламентом Государственной думы, их численность, номенклатура могут быть изменены. Решение об образовании или о ликвидации комитета оформляется постановлением палаты. В их задачи входит подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение в Государственную думу, подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов, организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний.

Комитеты осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный суд РФ, подготовку запросов в Конституционный суд РФ; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета и решают вопросы организации собственной деятельности.

Комиссии Государственной думы формируются из числа депутатов Государственной Думы. В соответствии с регламентом создаются мандатная комиссия, комиссия по этике, для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах, для дачи заключения о наличии в действиях Президента РФ оснований для отрешение его от должности. Могут решением Государственной Думы создаваться и другие комиссии. Мандатная комиссия образуется на срок полномочий Государственной думы данного созыва и в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной думы. При определении персонального состава комиссий соблюдается принцип пропорционального представительства депутатских объединений.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной думы данного созыва. Комитеты и комиссии образуются Государственной думой, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной думы, за исключением председателя Государственной думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной думы.

При этом депутат Государственной думы может быть членом только одного ее комитета. Депутат Государственной думы обязан присутствовать на заседаниях комитета или комиссии, членом которых он является. А в заседаниях комитета или комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной думы, не входящие в их состав.

Правовое положение депутатов определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О статусе депутата Государственной думы и члена Совета Федерации" от 8 мая 1995 г. с поправками, регламентами палат. При этом депутатом Государственной думы считается избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять нормотворческую и контрольную деятельность в представительном органе власти. Депутатом Государственной думы может быть гражданин РФ не моложе 21 года и не лишенный по закону избирательных прав.

Он не может быть одновременно членом Совета Федерации, депутатом иных представительных органов или органов местного самоуправления. Депутат Государственной думы работает на постоянной профессиональной основе. Он не может находиться на государственной службе, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Для депутатов Государственной думы существует свободный мандат, который означает, что депутат не связан наказами избирателей и не может быть ими досрочно отозван. Он действует исходя из своих убеждений в интересах всего народа, а не только избирателей данного избирательного округа или той политической партии, по спискам которой он был избран в палату.

В своей деятельности депутат должен руководствоваться Конституцией РФ, законами и своей совестью. Не существует юридических установлений обязанности депутата поддерживать политику какой-либо партии, строго следовать фракционной дисциплине или отчитываться перед руководством фракции о своей деятельности. Свободный мандат депутата все же предусматривает обязанность депутата информировать избирателей о своей деятельности, обеспечивать их права и интересы, руководствоваться предвыборной программой. Однако отсутствие каких-либо санкций за это позволяет депутатам действовать свободно, в соответствии со своими убеждениями. Срок полномочий депутатов начинается со дня их избрания и заканчивается в день начала работы Государственной думы нового состава.

Важнейшей гарантией свободной деятельности депутата является принцип парламентского иммунитета. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания. Парламентский иммунитет депутатов означает не их личную привилегию, а способ ограждения депутатов от необоснованных преследований.

Кроме того, это показатель самостоятельности и независимости самого парламента. Разумеется, это исключение из нормы о равенстве всех перед законом и судом, но это диктуется необходимостью конституционной защиты статуса парламента как высшего законодательного и представительного органа. Неприкосновенность действует на весь период избрания депутата Государственной думы и члена Совета Федерации. Она распространяется на жилище депутата, его служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, принадлежащие ему документы.

Депутаты не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказывание, мнение, позицию, выраженную при голосовании и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Они вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих депутатских обязанностей.

Лишение депутата парламентской неприкосновенности может быть осуществлено только по представлению Генеральной прокуратуры палаты, к которой принадлежит данный депутат. Без согласия палаты судебное разбирательство в отношении депутата не может иметь место.

Помимо иммунитета на депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации распространяется и принцип парламентского индемнитета, т.е. вознаграждения за его парламентскую деятельность. Депутатское вознаграждение является основным источником дохода депутата, поскольку он не имеет права заниматься другой оплачиваемой работой. Индемнитет включает в себя материальное обеспечение депутата в виде ежемесячной заработной платы и надбавки к ней, приравненные к зарплате и надбавкам к ней федерального министра, материальные блага, медицинское обслуживание, обязательное страхование жизни и т.д.

Обязательное государственное страхование депутата осуществляется на сумму годового денежного содержания министра. Страховые суммы выплачиваются в случае гибели депутата. В случае причинения увечья здоровью, депутат получает ежемесячную компенсацию. На срок своих полномочий депутат освобождается от призыва на военную службу и военные сборы. В случае досрочного роспуска Государственной думы депутаты этой палаты получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их полномочий из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения.

Работа в качестве депутата засчитывается в непрерывный трудовой стаж. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутатов составляет 48 рабочих дней. Им предоставляется медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение на уровне членов Правительства. Служебное помещение депутатов оборудовано правительственной связью. Депутатам предоставлено право бесплатного пользования всеми видами транспорта, кроме такси. Депутату полагается 5 штатных помощников - 1 в Государственной думе и 4 в избирательном округе. Количество внештатных помощников устанавливается Государственной думой.

Порядок работы Государственной думы устанавливается Регламентом самой Государственной думы. Государственная дума проводит две очередные сессии в год - весеннюю с 12 января по 20 июня, и осеннюю - с 21 сентября по 25 декабря. Могут быть созваны и внеочередные сессии по требованию Президента РФ, одной пятой состава Государственной думы или по предложению Председателя Государственной думы.
На первое заседание в соответствии со ст. 99 Конституции РФ Государственная Дума собирается на тридцатый день после своего избрания. Президент РФ может созвать ее на сессию и раньше этого срока.

Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат Государственной думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной думы заседания ведут поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними. Государственная дума может проводить как открытые, так и закрытые заседания. Решение в проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Сведения о содержании закрытых заседаний не подлежат разглашению. Закрытое заседание назначается не менее чем за один час до планируемого времени его проведения.

Запрещается приносить на закрытое заседание и использовать фото-, кино- и видеотехнику, средства радиосвязи и радиотелефоны. Председатель Государственной думы предупреждает об этом присутствующих. Заседания Государственной думы проводятся по средам и пятницам, могут быть назначены дополнительные или внеочередные заседания. Совет Государственной думы собирается по вторникам и четвергам. Комитеты и комиссии заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и депутатских группах. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов Государственной думы с избирателями.

Каждую пятницу на заседании Государственной думы проводится "правительственный час" для ответов председателя Правительства, его заместителей и других членов Правительства на запросы и вопросы депутатов. При этом заслушиваются не более двух приглашенных членов Правительства. Приглашенным для ответов на вопросы депутатов отводится не более 15 минут.

Депутат, выступающий на заседании, не вправе нарушать правило депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной думы и других лиц; допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес; использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего и в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.

В случае нарушения указанных правил депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов.

Депутат или группа депутатов может обратиться с запросом к Правительству, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных исполнительных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ. Запрос оглашается на заседании палаты, и, в случае его одобрения большинством от общего числа депутатов, он оформляется постановлением Государственной думы.

Председательствующий на заседании Государственной думы руководит общим ходом заседания, предоставляет слово для выступления в порядке поступления заявок, ставит предложения на голосование и контролирует ведение протоколов заседания. Председательствующий имеет право предупредить выступающего депутата в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном отклонении лишать его слова, удалять из зала приглашенных лиц, мешающих работе Государственной думы.

Работа в Государственной думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

Регламентом устанавливается временной порядок работы Государственной думы, время выступления с докладами, в прениях, со справками и т.д. С согласия большинства присутствующих на заседании председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса. На заседании один и тот же депутат может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз.
Государственная дума может проводить парламентские слушания, на которых депутатами и приглашенными могут обсуждаться законопроекты, требующие публичного обсуждения.

Международные договоры, представленные на ратификацию, проект федерального бюджета, другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Состав лиц, приглашенных на слушания, определяется соответствующим комитетом, который проводит слушания. Они могут проводиться по инициативе Совета Государственной думы, комитетов и комиссий, депутатских объединений. Слушания, как правило, открытые. Их ведут Председатель Государственной думы или председатели комитетов или комиссий. Парламентские слушания могут закончиться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу, которые принимаются большинством депутатов, принявших участие в парламентских слушаниях.

В Государственной думе установлено несколько моделей голосования, отражающих специфику обсуждаемых вопросов. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Количественное голосование подразумевает выбор вариантов ответов - "за", "против", "воздержался". Подсчет голосов производится по каждому голосованию. Рейтинговое голосование предусматривает ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в котором может принять участие каждый депутат.